•  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УЛОВКИ МОШЕННИЧЕСТВА С БАНКОВСКИМИ КАРТАМИ

кандидат психологических наук, медицинский психолог Крылова Н.В.

Использование пластиковых карт плотно вошло в нашу повседневную жизнь, большинство уже оценило комфорт этого банковского сервиса. Вам не приходится носить с собой большое количество наличных денег, при этом средствами можно распоряжаться по своему усмотрению в любой момент, как для совершения покупок и оплаты услуг, так и для переводов родственникам и друзьям. Однако в последнее время все больше людей становятся жертвами преступлений, связанных с мошенничеством с банковскими картами: кредитными и дебетовыми.

Все мошенничества с банковскими картами можно разделить на два класса:

  1. «Техногенные» мошенничества с банковскими картами — где от жертвы преступления ничего не зависит, в этом случае преступление имеет техногенную природу, т.е. криминальная технология является следствием развития техники и различных компьютерных технологий, например «скримминг».
  2. «Человекогенные» мошенничества с банковскими картами – где жертва выступает объектом преступления, т.е. человек сам предпринимает ошибочные действия, что приводит к потере его денег и торжеству злоумышленников, к таким мошенничествам относятся:
  • «фишинг» — жертва, вследствие заблуждения, используя подложный сайт, имитирующий официальный сайт своего банка, вводит все данные о карте на подставной странице, в том числе CCV и пин-код;
  • «пoдставной магазин»жертва вводит все данные о карте на подставной странице, в том числе CCV и пин-код, при использование подставного интернет-магазина, в котором реальные или виртуальные товары предлагаются по цене, в несколько раз ниже рыночной — «привлекательные» предложения;
  • «проверка безопасности»жертва сама сообщает данные о своей карте незнакомцу по телефону, который представляется сотрудником банка, который проводит проверку безопасности, или просто уточняет необходимые сведения;
  • «спасение денег» – жертва в стрессовом состоянии, чтобы спасти свои денежные средства сообщает незнакомцу номер, срок действия и последние три цифры, напечатанные на обороте его пластиковой карты;
  • «мама, у меня проблемы, не звони, переведи деньги на этот счет» — жертва в стрессовом состоянии самостоятельно переводит денежные средства на счет злоумышленника, как бы решая с помощью коррупционной схемы внезано возникшие проблемы с законом своего ребенка;
  • «подставной покупатель» — жертва, продавая разные вещи с помощью объявления на страницах газет или в сети Интернет, сообщает псевдо-покупателю, номер своей карты, срок ее действия, платежную систему, три цифры на обороте, чтобы якобы тот перевел на нее деньги за покупку;
  • «продажа карты с нулевым балансом» — жертва приобретает банковскую карту с нулевым балансом и одновременно передает мошеннику свои персональные некоторые персональные данные, который впоследствии использует эту информацию для преступной деятельности;
  • «грабеж у банкомата» — банальный грабеж, как правило, в неблагополучном районе и в темное время суток по принципу «карта и пин-код или жизнь»;
  • «нигерийский принц» — жертва получает письмо от незнакомца, который рассказывает о том, что он является представителем богатой семьи из далекой страны (в классическом варианте – нигерийский принц). Этой семье грозит опасность, «принца» преследуют по политическим или иным причинам. Нужно срочно бежать, но есть проблема – накопленные миллионы необходимо вывести из страны. Жертве нужно лишь открыть счет, и миллионы скоро окажутся на нем, с жертвой обещают щедро поделиться за помощь. В результате все сводится к одному: для какой-либо цели жертве необходимо перевести небольшую сумму, никак ни сравнимую с миллионами, которые сулит все предприятие;
  • «выигрыш в лотерее» — жертве, как держателю карты, приходит сообщение о выигрыше в лотерее, а дальше, чтобы получить выигрыш, нужно сообщить либо персональные данные, либо сведения о карте, в том числе CCV и пин-код, в некоторых случаях от жертвы требуется перевести некоторую сумму денег на счет злоумышленника.

Наверное, список можно было продолжать, однако даже этот небольшой обзор демонстрирует, что мошенники ловко используют приемы социальной инженерии и психологии. Лучший антидот к мошенничеству – это знание!

Давайте разбираться в психологических приемах мошенников…

Мошенничество – это всегда неконтролируемый стресс  для жертвы

Доктор биологических наук Д.А.Жуков (2014) отмечает, что стресс – это неспецефическая системная реакция организма на новизну, т.е. на отклонения условий существования.

В нашей жизни есть множество стрессов, которые мы способны контролировать — это привычные ситуации (ссора с супругом, сын получил двойку, конфликт с коллегой по работе, катание на каруселях и д.р.), которые уже встречались в нашей жизни, у нас уже выработан адекватный способ реагирования, эти стрессы не наносят нам особого вреда.

Однако те стрессорные воздействия, которые носят выраженный характер новизны, сильно волнуют и не подконтрольны человеку, могут подавлять волевые импульсы и делать человека управляемым для мошенника.

Для того чтобы мошенничество удалось важно создать неконтролируемую ситуацию для жертвы, так неконтролируемость ситуации и есть основа криминального воздействия на поведение жертвы, она всегда содержит три признака:

  1. высокий эффект новизны ситуации для жертвы, т.е. человек ранее никогда не попадал в подобную ситуацию обмана;
  2. внезапность – мошенники всегда наносят свой «удар» неожиданно, как правило, в вечернее, ночное время или рано утром;
  3. эмоциональная заряженность ситуации для жертвы — сила эмоции, которую вызывает сложившаяся ситуация (проблемы у ребенка, потеря денег, дармовая денежная выгода и т.д.), причем сила эмоции всегда пропорциональна неопределенности ситуации, например жертва не может проверить достоверность полученного сообщения.

Таким образом, психологической основой любого мошенничество с пластиковыми картами, где жертва выступает объектом преступления и предпринимает активные действия, которые приводят к потере его денежных средств, является неконтролируемая стрессовая ситуация.

К свойствам неконтролируемости стрессорного воздействия (стрессора) относятся:

  • неизбежность – мошенники грозят, что проблемная ситуация в которую вы попали неотвратимо произойдет;
  • невозможность избавиться самостоятельно – вы не способны решить проблему самостоятельно, решить проблему могут только мошенники;
  • высокая эмоциональная заряженность — возникая проблемная ситуация вызывает сильные волнующие эмоции, что приводит к невозможности справиться с эмоциями или приспособиться к ситуации;
  • невозможно предсказать атаку мошенников – все держатели пластиковых карт находятся в группе риска, и никто не знает, когда мошенники нанесут свой удар.

Мы проанализировали психологические уловки ситуации мошенничества с пластиковой картой, однако важно рассмотреть и особенности личности жертвы, т.е. те «психологические крючки» за которые нас цепляют мошенники.

«Психологические портрет» жертвы мошенничества с банковскими картами

Конечно, не каждый человек попадет на психологическую уловку мошенника, да многие способны противостоять криминальным атакам. Специалисты отмечают, что чаще в сети мошенников попадаются пожилые люди или женщины.

Обсудим основные черты личности, повышающие риск стать жертвой мошенничества с банковской картой: жажда дармовщины, личностная незрелость, тяга удивительного или даже чудесного.

И так первое и самое важная установка жертвы на «халяву» — человек как бы готов к тому, чтобы его обманули самой установкой на дармовщину, т.е. желание «дармовщины» — желание легкого заработка, быстрой и легкой выгоды. Это своего рода «пассивная вороватость», которая делает жертву потенциальными соучастниками мошенничества. Она проявляется как нищенство, странничество, приживальщичество, попрошайничество и т.п. Кстати, «поведение выпрашивания» широко распространено у разных видов животных. У людей – это поведение нищенства, этот феномен изучают социологи, биологи и специалисты по поведению.

Небольшая историческая ремарка: в условиях советской власти дармовщина имела свои формы. Государство «дарило» или «распределяло» различные ресурсы среди «трудящихся» как некую милость или проявление «социалистической» справедливости, т.е. советский человек, привык рассматривать социальные программы и многие «льготы» именно как дармовщину. Сознание людей, делало из них иждивенцев поневоле, развивало в них лень, покорность, пассивность, халтуру, низкую производственную дисциплину.

Другой особенностью личности жертвы являющейся благодатной почвой для мошенничества является некоторая личностная незрелость, выражающаяся в любопытстве, легковерие, чрезмерной доверчивости, наивности, повышенной тревожности, отсутствии должного руководства разумом и трезвой рациональности. Конечно, это, прежде всего, связано, с импульсивностью поступков и недостаточной рациональностью, т.е. руководствуясь принципу «сначала сделал – потом подумал».

Еще одна черта личности, объединяющая жертв мошенничества — желание человека чего-то необычного, удивительного или даже чудесного. Вера в «чудо» свойственна всем детям, но и взрослые зачастую грешат излишней наивностью и верой в «манну небесную», скорее всего это еще одна из граней личностной незрелости.

В заключении хочется подчеркнуть «психологическим противоядием» для мошенников являются следующие правила:

  • будьте в «трезвом уме и твердой памяти» — рациональность поступков и повышение финансовой грамотности;
  • при появлении внезапных стрессовых ситуаций, прежде чем что-то предпринять, позвоните своему консультанту в банке, для этого телефон надо заранее занести в контакты или записную книжку;
  • воздерживайтесь от резких, импульсивных поступков в состоянии эмоционального волнения – вы взволнованы — постараетесь переключиться и успокоится, прежде чем совершать какие-то действия — позвоните и посоветуйтесь с тем человеком, кому доверяете, или постарайтесь собрать как можно больше информации, например, предложите незнакомцу оставить свой телефон или спросите по какому телефону вы могли бы узнать обстоятельства произошедшего;
  • будьте бдительность в общении с незнакомцами и внимательны, доверяя информацию о вашей карте людям, которых вы не знаете.

И помните: бесплатный сыр бывает только в мышеловке!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Добавить комментарий